Загрузка...

Ф-46


Скачать полный проект Ф-46 в pdf (292 МБ /Просмотр будет доступен после полного скачивания файла проекта/)

При проведении анализа территории (изучение предоставленного организаторами конкурса материала; просмотр ответов жителей на выложенные нами посты в группах: «Город Орёл | Орловчане ВКонтакте», «Интересный город Орел | Орловчане!», изучение интернет-источников, касающихся картографии территории, фактов, легенд, воспоминаний писателей и т.д. был сделан вывод о многослойном наследии города, которое можно разделить на материальное и нематериальное. К материальному относятся объекты охраны культурного наследия, территория парка, его зеленый массив, выразительный рельеф и водное пространство, городская среда. К нематериальному можно отнести историю города начиная с его основания и связанной с этим легендой, период, в котором жили и работали многочисленные писатели мирового значения, период Великой Отечественной Войны и связанные с ним поэты, публицисты, писатели, и современный период, к которому можно отнести новостную ленту, воспоминания жителей города, их пожелания и нужды.

 

Вследствие вывода возникли следующие вопросы:

1. Вопрос о преемственности материального наследия;

2. Вопрос о созидательной конфронтации среды:

а) городской и природной;

б) исторической и современной;

с) человека и окружающего пространства.

 

И результатом всех этих противоречивых взаимодействий является город Орел.

Важным следует выделить повсеместность данной конфронтации. Начиная от легенды создания города, согласно которой человек вступает в спор со сложившимися устоями или средой, и заканчивая современными спорами о будущем территории.

Какой же подход к данной среде может стать наиболее органичным, какое решение удовлетворит сторонников противоречивых мнений? Мы пришли к выводу, что такого решения нет. Особенность территории и заключается в противоречиях, нивелировать их до среднего звена означает уничтожить главную черту литературно-рекреационной зоны города.

Проведем аналогию с музыкальным произведением, где разнообразные ритмы при умелом сочетании рождают нечто, дающее отклик, запоминающееся и невероятно ценное в своей неповторимости.

Как можно охарактеризовать то, что мы называем конфронтацией в различных сферах жизни: литературе, архитектуре, человеческом организме, среде?

 

Полиритмика. Основываясь на данном понятии была создана концепция развития литературно-рекреационной зоны «Парк Победы» и «Дворянское гнездо». Итак, территория обладает определенным количеством материального наследия, образы которого, интерпретируясь в сознании людей, создают определенные ритмы, объединяющиеся в одно целое, иначе говоря, в полиритмику среды. Органичная полиритмика может появиться лишь тогда, когда разнообразные ритмы (в данном случае города и природы) перекликаются между собой. Таким образом создается уникальная среда, наполненная контрастами и многослойностью.

 

На данной территории существуют три основные зоны: городская (литературный квартал и примыкающие к нему улицы), буферная (парк «Дворянское гнездо») и природная («Парк Победы»). Согласно концепции проекта, ритмы города и природной среды обладают некоторыми чертами друг друга. Таким образом, городская зона приобрела черты парковой. На ней устраивается пешеходная улица с возможностью проезда, увеличивается количество озеленения (стр. 13-15). В парковой же зоне появляются павильоны (стр.21-45), служащие для активного времяпрепровождения, осмотра выставочных пространств, приобретения сувенирной продукции и так далее. Также недоступные места стали доступнее и интереснее. К примеру, появилась возможность спуститься в овраг или даже пройти над ним по домикам (зонам игровых площадок), организованным по диагонали (стр. 42-45). Распределенные по парку пандусы также поддерживают безбарьерную среду. Соединяет природную и городскую зону буферная («Дворянское гнездо», стр. 16-20). Ее можно трактовать как некий переходный пункт между одной материальной составляющей и другой, иначе говоря, именно в ней происходит осмысление среды и составление первичного о ней понимания. На данной территории располагается информационный пункт, постепенно погружающий в парковую среду. Архитектурное наследие буферной зоны состоит из двух домов, выполненных из дерева. Их масштаб разительно отличается от окружающей застройки. Они теряются на фоне города, несмотря на свою выразительность. Для того, чтобы подчеркнуть стилевую составляющую ОКН, было принято решение композиционно и стилистически следовать особенностям деревянного зодчества России, и Орла в частности. Характерной чертой деревянной архитектуры России являются обережены символы, размещавшиеся нашими предками на тех участках жилища и двора, через которые, по их мнению, могли проникнуть «злые силы» и навредить всем, кто живет в доме. Такими участками были различные проемы дома. Составленный нами согласно источникам рисунок подобного оберега, располагающегося на козырьке, был использован в качестве рельефного изображения на стенах павильона и некоторых арках (стр. 16). Также данное изображение было использовано при создании композиции ансамбля буферной зоны, состоявшего из временных построек: павильона, небольшой детской площадки и арок.

На территории парка организовано шесть дорог, каждая из которых посвящена определенному писателю. Каждая дорога выполнена в духе автора, на ней учитывались его стилистические и другие особенности. Расстановка объектов, смены впечатлений выполнена согласно полиритмике отдельно взятого произведения писателя (стр. 6). Представляется возможным сравнить свои ощущения от прочтения книги и среду, которой посвящено произведение. На некоторых фрагментах литературного текста, касающихся описания пространства, можно найти конкретный отрывок и прочитать его в той самой среде, которая ему посвящена. При желании можно участвовать в этом «квесте», находя все новые и новые отсылки к произведению и автору. Иными словами, изучать созданный им мир.

 

Таким образом, зонирование парка происходит вдоль дорог, посвящённых писателям. Выбор авторов зависел от степени близости писателя или поэта к городу и территории.  Подробно каждая дорога описана в соответствующих разделах (стр. 21-45).

Итак, существуют два ритма: парковый (плавный, извилистый, где-то не логичный, неожиданный); городской (резкий, четкий, структурированный).  Комфортная для человека среда, это когда на него, его сознание действуют оба эти ритма в равной степени. Человек не может жить только в природе или только в городе. Среда его должна быть уравновешенна, отвечать потребностям физическим и духовным. Не хорошая или плохая ‚ но честная и органичная.

 

Прогнозируемые экономические и социальные эффекты от реализации проекта:

Способствование поддержанию здорового образа жизни

Организация досуга для всех возрастных групп людей

Снижение уровня преступности

Привлечение туристических потоков

Популяризация классической русской литературы

 

 

-->

Конкурс